Сухой закон в культурном подтексте – довольно странная вещь. Как только государство опускает шлагбаум перед любителями выпить, общество начинает бурлить и вариться в котле собственных страстей. В отечественной истории было несколько попыток пресечь массовое пьянство, а многие из ныне живущих лучше всего помнят постановление ЦК КПСС от 7 мая 1985 года, за которое Горбачева и его веселую команду не обложили трехэтажным только самые ленивые и самые трезвые. И как антиалкогольная кампания отразилась на культуре? «Синьковские» комедии перестройки, непонятный арт-хаус Новороссии – эй, это вообще можно считать искусством? Другое дело – сухой закон в звездато-полосатой державе, о которой сняли такое количество фильмов, написали такое количество песен и литературных произведений, что они образовали целый культурный слой. Бандитос, гангстеритос – такое ощущение, что ими кипел каждый более-менее крупный город. А все предместья были усеяны винокурнями, где трудились обычные реднеки. Длинные плащи, пистолет-пулемет Томпсона, контрабандная сивуха и бандитский произвол – мафиозная романтика покорила кинотеатры и, само собой, добралась до индустрии видеоигр.
Подпольный император. Обзор Подпольный император. Обзор |
Лучше всего романтический образ сурового мафиози удается шутерам – да вы и сами помните сеньора Анджело и его последователей. На стратегической ниве преступные ростки совсем не колосятся, хотя многие хотели бы почувствовать себя в шкуре настоящего Дона, рассылающего «шестерок» по должникам и ведущего скрытную войну с органами. Любители командовать и повелевать могли отточить свои навыки в двух частях
Gangsters и Chicago 1930, которая формально и вовсе была клоном
Commandos (равно как и другие творения Spellbound). Неудивительно, что бойкие болгары из студии Haemimont взялись за столь популярную тематику – за их плечами опыт работы с Эль Президенте из серии
Tropico. Кому еще, как не пособникам банановых диктаторов завозить преступность в американские вольницы? Собирать урожай долларов с несчастных обывателей и членов соседних группировок призван ничем не примечательный герой с берегов… Сицилии, само собой. Поправка на ветер – если вы готовы всерьез воспринимать сюжет Omerta, то не смейтесь над предсказуемыми поворотами и целой рассадой штампов. Сценаристы, очевидно, целый год запоем смотрели творения Де Пальмы и других режиссеров, чтобы создать квинтэссенцию мафиозных произведений. Им это удалось.
Подпольный император. Обзор Подпольный император. Обзор
Скромное жилище рядового преступника. Мечты сбываются
|
Перед прибытием в порт Атлантик-сити нас попросят заполнить анкету на героя. Отвечая на вопросы о биографии выдуманного героя, мы автоматически корректируем характеристики, с которыми, между прочим, еще жить и жить. Так что не вздумайте ляпнуть, что вы успешно охмурили нежную супругу сицилийского Дона, если не желаете получить минус в графу «Сила». Внешность персонажа разрешается настроить только выбором одного из шести заготовленных портретов. Никаких луков из «инстаграммов», собственных аватаров и встроенных sims-редакторов – только шесть в разной степени суровых лиц. Мой выбор пал на усатого типа, который явно подрабатывает копией Ретта Баттлера из «Унесенных Ветром». Приемлемый стиль для начинающего капо, да и образ знаменитого контрабандиста удачно подходит к сфере деятельности. Высадка в город перемежается стилизованными комиксами, в которых и будут разворачиваться основные перипетии гангстерской драмы. С первых же минут в Новом Свете мне выдали в напарники бойкого паренька и отправили строить собственную подпольную империю.
Подпольный император. Обзор Подпольный император. Обзор
Пока дети в школе, на площадке играют взрослые
|
Геймплей Omerta условно разбит на два плана – экономически-стратегический и тактический, в котором бравым молодцам придется проявить отвагу и боевые таланты. Первый выбрасывает нас на карту уровня, которая насчитывает несколько кварталов Атлантик-сити, построенных за нас. Так как команда прорабов в смету мафиозного босса не входит, стоить с нуля придется достаточно редко. Поэтому будем заселять нежилые помещения, отгрызать у конкурентов жилплощадь и арендовать чужие владения. Заплатив немного администрации, мы занимаем скромный сарай у организуем полноценную пивоварню или небольшую винокурню. Ресурсы медленно накапливаются на складах, и мы должны успевать их продавать по максимально выгодной стоимости. Организовать собственный бизнес, толкать ящики с брагой соседнему ночному клубу или заключать сделки с жителями других районов. Важно, что в Omerta есть два «сорта» валюты – чистая и грязная. Незаконно нажитые деньги не удастся потратить для возведения многих полезных зданий, поэтому нам придется «отмывать» средства любыми доступными методами. По сути, стратегический уровень предлагает накопить капитал и выполнить несколько заданий на каждом уровне. Единственное, что может серьезно потревожить свежеобразованный клан – сующие всюду нос легавые. Агрессивные действия, частые сделки и подозрительные махинации заставляют законников шевелить мозгами и иногда пускать дело в оборот. Но в мире процветающей коррупции настоящие гангстеры всегда найдут способ утереть нос копам – дать взятку, подставить соседа или попросить об услуге задобренного помощника шерифа. А что – незачем нашим людям прохлаждаться в тюрьмах!
Подпольный император. Обзор Подпольный император. Обзор
"Коллеги" из соседних районов сразу демонстрируют особенности национальной дипломатии
|
Но ко второй половине кампании макроэкономические махинации начинают вызывать исключительно зевоту. Наладив производство и грамотно манипулируя полицейскими, можно с чистой совестью отойти от монитора и ждать, пока задание благополучно разрешится. При этом разработчики основательно упростили интерфейс, выставив за дверь даже привычную для градостроительных симуляторов кнопку перемотки времени. Сиди и жди, пока казна методично набивается долларами. К определенному моменту сумма доходов настолько перебивает графу расходов, что становится страшно за Omerta – вроде бы выходец из знатной болгарской семьи
Tropico, где приходилось постоянно лавировать между рифами, не допуская пробоин в бюджете города. В этот момент все внимание переключается на тактические битвы.
Подпольный император. Обзор Подпольный император. Обзор
Эта толпа реальных гангста умиляет каждого владельца дробовика
|
Пошаговые сражения сделаны с оглядкой на богатыря отечественных кровей
Silent Storm и сектоидный
XCOM: Enemy Unknown. Мы неспешно подводим группу бойцов к вражеским позициям, занимаем наиболее удобные укрытия и начинаем отстрел поголовья. Важно понимать, что сначала герои тратят «очки перемещения», но, стоит лишь ненароком выстрелить в голову проходящему мимо бандюгану, как персонаж забывает о стрейфах и тактических приемах, затрачивая исключительно «очки действия». Понятно, что разработчики разделили эти понятия во избежание «каруселей» – выбежал из-за угла, дал очередь, сбежал в соседний кубрик. При этом бойцы условно делятся на несколько классов, в зависимости от предпочитаемого оружия. Гангстеры с дробовиками предсказуемо наносят урон по площади и эффективно разламывают укрытия, за которым скрываются оппоненты. Ценители винтовок бьют в глаз с максимальной дистанции, причиняя врагам немифическую боль. Амбалы с битами на счет «раз» выводят из строя ничего не ожидающих соперников и проводят сокрушительные удары с такой дурью, что попавшим под раздачу приходится искать свою голову в районе второй базы. Наша задача – расставить приоритеты и выдать каждому опричнику оружие его мечты, исходя из характеристик. Надо понимать, что груде мышц револьверы не понадобятся.
Подпольный император. Обзор Подпольный император. Обзор
С такими ростером персонажей надо было делать файтинг
|
Помимо прочего, персонажи обладают рядом специфических умений, которые открываются с ростом уровней. Например, одно позволяет отскочить в сторону даже после совершения атаки, другое снимает негативные эффекты с героя, третье выдает владельцу одну-единственную гранату или зажигательную бомбу на весь бой. Нам остается лишь комбинировать, пробовать и употреблять их вовремя. Не стоит забывать и о включенном friendly fire – удачным выстрелом можно вырубить напарника и обеспечить врагу преимущество. Не менее важный параметр – ярость, которая отображается аккурат под хелсбаром. Герой без нее начинает страдать депрессией, мало ходит и плохо стреляет. В особо запущенных случаях включает Буденного и дает стрекача куда подальше. О своих подчиненных приходится заботиться – иначе шансов выбраться из побоища (на высоком уровне сложности) остается немного. Те, кому повезло пасть смертью храбрых, получают вполне ощутимый дебафф по возвращению в реальный мир – одни еще долгое время харкают кровью, другие страдают от сломанных ребер. С целым набором симптомов в следующий бой лучше не лезть.
Подпольный император. Обзор Подпольный император. Обзор
Пафосный момент - команда фриков готова разнести противника в прах
|
Но даже более-менее бодрый тактический режим Omerta получает пробоину ниже ватерлинии в виде отсутствующего дизайна локаций. Сюжетные и случайные миссии зачастую проходят на одних и тех же картах, которые заставлены в основном ящиками для робко прячущихся тушек, столбов и цветочных кадок, выполняющих аналогичную роль. При этом разваливаться на части умеют исключительно пресловутые ящики, что отнюдь не добавляет глубины сражениям. В большинстве случаев достаточно лишь единожды занять верную позицию, чтобы вынести весь уровень подчистую. Но и в этом случае каждому игроку станет дурно от повторяющихся локаций. Не желаете испортить впечатления – не ходите на штурм банков и тюрем. Одно и то же, раз за разом. Но и сюжетные миссии с глубоким подтекстом не радуют фантазией. В одном из важных заданий нам необходимо штурмовать церковь. Ан нет, выкусите, не удастся полюбоваться на витражи или устроить классическую перестрелку среди надгробий. Получите кусок улицы с двумя машинами и отсутствующими декорациями, распишитесь. Наконец, фанаты
Silent Storm почувствуют нечто доброе и непреходящее в постоянно повторяющихся репликах персонажей – надоедает не хуже, чем бурчание снайпера Зинаиды из отечественной разработки.
Подпольный император. Обзор Подпольный император. Обзор
В мультиплеере многие игроки стесняются держать дистанцию. Зря, очень зря
|
Omerta могла отвоевать кусок стратегического пирога и другим подходом – взять деталями. Но и здесь вышла несуразица. Создатели не поленились придумать действительно интересных персонажей. Седовласый пан Ковальски, готовый всем продемонстрировать «Трамвай “Желание”» при помощи остро заточенного ножа. Парочка отвязных влюбленных с повадками Бонни и Клайда. Болгарский боксер с выразительным фингалом под глазом. Да каждый герой достоин занять почетное место в гангстерском боевике с Джо Пеши и Робертом Де Ниро. Но свой характер им проявить негде – здесь вам не
Jagged Alliance, где от взаимоотношений внутри отряда зависит итог игры. Другой пример ополовиненной фантазии разработчиков – сам Атлантик-сити, на уровнях которого невозможно развернуться из-за скромных размеров, а герои (успешные мафиози, ага) тренируют утренние пробежки, бегая по объектам на своих двоих. Правильно, нечего загрязнять воздух автоматическими повозками. Третий пример – недоработанные режимы вне основной кампании. В мультиплеере невозможно развязать действительно массовую перестрелку, а «песочница» предлагает вновь войти в один из районов и бесцельно отстроить его по максимуму. Omerta лавирует между провалом и качественным произведением, демонстрируя потрясающую стилистику, приличный саундтрек и интересную на первых порах тактическую составляющую, опускаясь в бездну за счет недоработанных режимов, однообразных и маленьких локаций. Одним словом, далеко не
крестный отец жанра, а так – любимый крестник.
Мнение Фостера